Выставку Тициана, Тинторетто и Веронезе в Пушкинском застраховали на миллионы

фoтo: Ксeния Кoрoбeйникoвa

«Сaлoмeю с гoлoвoй Иoaннa Крeститeля» Тициaнa пeрeвoзят из пoсoльствa Итaлии в Мoсквe в Пушкинский музeй.

1. Нaскoлькo извeстнo «МК», вoзмoжнoсть ee прoвeдeния Влaдимир Путин oбсуждaл личнo с кeм-тo из итaльянскoгo прaвитeльствa. Чтo нeудивитeльнo, поскольку именно Италия является одним из главных союзников России в Европе, с которым наши дружеские отношения даже по части политики и экономики в эпоху санкций не прерывались. Поэтому от имени президента (редкость!) написан текст для каталога к выставке, которую Путин называет «по-настоящему уникальным проектом, результатом активных совместных усилий музейных работников, искусствоведов и представителей государственных ведомств наших стран».

2. Он выдающийся в том числе и потому, что демонстрирует художественные взаимоотношения между учителем — Тицианом и его учениками Тинторетто и Веронезе. Хотя они отличались местом рождения, социальным статусом и образованием, в их творческих судьбах много общего. Все три мастера выполняли заказы для церквей Венеции, брались за частные заказы крупнейших политиков и влиятельных персон. Каждый из них возглавлял мастерские, которые, по венецианской традиции, были семейными. Да, некоторые считают художников соперниками — именно это слово вынесли в название развернувшейся почти 10 лет назад выставки про них в Лувре. А Пушкинский смотрит на мастеров под другим углом, что подтверждает директор музея Марина Лошак: «Мы не говорим об их соперничестве. Как можно тягаться с таким великим учителем, как Тициан?! Мы говорим о сопротивлении, которое происходило внутри каждого из них». Стоит иметь в виду, что художники внимательно наблюдали за работой друг друга, сумев обойти открытое противостояние. Сохраняя верность общим культурным корням, каждый из них четко осознавал собственную творческую индивидуальность.

3. На выставке продемонстрируют 25 работ первого ряда, в том числе те, которые ранее не покидали Италию. Многие из них написаны для церквей и там хранятся. Остальные полотна происходят из 18 музейных собраний, среди которых — Галерея Академии в Венеции, Галерея Уффици во Флоренции и Национальная пинакотека в Болонье. Подобрали произведения самых разных жанров и тем: от религиозных и мифологических до портретов.

Визитная карточка экспозиции — «Саломея с головой Иоанна Крестителя» Тициана. Взяв за основу распространенный библейский сюжет, молодой мастер создает из Саломеи новый идеал женской красоты, которая навсегда затмила все предыдущие. Картина принадлежит собранию Галереи Дория–Памфили в Риме и крайне редко покидает территорию Апеннинского полуострова.

4. Сенсация выставки — картина Тициана «Венера и Адонис», которая происходит из частного российского собрания и совсем недавно была признана подлинником. «За крохотную сумму как копию ее приобрели в России и показали мне. Я сразу узнала руку Тициана», — признается куратор выставки, главный научный сотрудник музея Виктория Маркова. Еще из российских собраний — «Святой Георгий с принцессой» Якопо Тинторетто и «Портрет неизвестного», написанный его сыном и помощником Доменико Тинторетто (Эрмитаж), и картина Паоло Веронезе «Воскресение Христа» (ГМИИ), которую впервые выставляют на показ после реставрации. Дополнят коллекцию шедевров тактильные макеты по мотивам главных картин и бесплатные экскурсии на жестовом языке для глухих и слабослышащих.

5. В реализацию проекта многие не верили еще три месяца назад, когда на его страховку искали более чем €300 млн. Страховка только тициановской «Саломеи с головой Иоанна Крестителя» обошлась в €60 млн. С особой тщательностью на предпоказе в резиденции посла Италии в Москве ее окружили карабинеры, а сам Мария Рагальини отшутился: «Не пытайтесь ничего предпринять. А то потом не встретимся в музее на выставке истинных шедевров».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.