Театр в зеркале бархатной революции

фото: ru.wikipedia.org

Беспрецендентная ситуация: под давлением общественности с репертуара снята опера «Тангейзер», режиссеры Богомолов и Серебренников заявляют о своем неучастии в фестивале, создается рабочая комиссия, призванная реформировать национальную премию… Короче, «Шумим, братцы, шумим!» Революционная ситуация накалялась, низы менялись местами с верхами, некоторые театры в знак протеста изымали свои номинированные спектакли из программы, а публика, тем временем, активно скупала билеты на спектакли региональных театров.

Афиша в этом году сложилась небывало объемная: 52 театра, 19 регионов. Есть детская программа и кинопрограмма. Есть Маска плюс. Представлены все жанры — драма большой и малой формы, опера, балет, современный танец, мюзикл, кукольный театр. Есть спектакли, представленные в номинации эксперимент. Пока есть: не исключено, что в будущем году ее отменят — революция-то, хоть и вполне бархатистая, но продолжается!

Наряду с театрами, обласканными премиями и традиционно присутствующими в программах фестиваля — Вахтанговский, Александринский, Большой, Мариинский, Мастерская Фоменко, Школа драматического искусства, Музыкальный «Стасик», Екатеринбургский и Пермский оперные, Новосибирская и Санкт-Петербургская Музкомедии, Новая Опера в программе представлены интереснейшие театры российской провинции, от которых публика не напрасно ждет открытий и приятных эстетических сюрпризов. Будут и проекты «возрожденных» театров, совершивших концептуальный апрейд и сменивших творческое лицо — например, питерский БДТ и «Электротеатр Станиславский».

Есть и неприятные сюрпризы: в афише нет спектаклей Михайловского театра: от номинации оперы «Трубадур» театр отказался сам. Что касается балета, то эксперты не нашли в минувшем сезоне спектакля достойного выдвижения на премию. По этой же причине нет на фестивале балета Мариинки.

Зато мюзикл в этот раз представлен широко, разнообразно и очень объективно. Здесь и камерный спектакль «Рождество О Генри» театра Пушкина, и сугубо «русский мюзикл» «Золушка», и оргинальнейший, не имеющий аналогов спектакль Театриума на Серпуховке «Маугли». Даже оперетта — и та предъявлена в весьма нетривиальном виде в лице «Голливудской девы» Питерской музкомедии.

Выбрать лучший спектакль в опере будет очень сложно. В этом году эта номинация наполнена реально сильнейшими претендентами: «Свадьба Фигаро» Большого театра, «Ромео и Джульетта» Новой Оперы, «Пиковая дама» в двух вариантах — Самарского оперного и Мариинского, яркие спектакли Пермского оперного, Екатеринбургского, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Да и из списка драматических режиссеров (в нем 24 фамилии!!!), среди которых наряду с Юрием Бутусовым, Андрием Жолдаком, Камой Гинкасом, Сергеем Женовачем присутствуют такие всемирные мэтры как Роберт Уилсон и Ромео Кастеллуччи, будет непросто определить самого-самого.

Итак, фестиваль стартовал. Что подтверждает простую мысль: революция идет своим путем, а театр — своим.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.