«Оскар-2016»: двое россиян готовы бороться за премии Киноакадемии

фото: AP

10 номинаций — у фильма «Безумный Макс: Дорога ярости» Джорджа Миллера, 7 – у «Марсианина» Ридли Скотта. В категории «Лучший фильм» представлено 8 картин. Помимо вышеназванных – «Бруклин», «В центре внимания», «Игра на понижение», «Комната», «Шпионский мост». Но в режиссерскую номинацию прошли только пятеро: Алехандро Гонсалес Иньярриту с «Выжившим», Джордж Миллер с «Безумным Максом», Леонард Абрахамсон с «Комнатой», Том МакКарти с картиной «В центре внимания» и Адам МакКей с «Игрой на понижение». Удивительно, что за чертой оказался Стивен Спилберг со «Шпионским мостом», а это одна из самых серьезных голливудских работ минувшего года. Еще больше не повезло Квентину Тарантино с «Омерзительной восьмеркой», которая хоть и выдвинута за операторскую работу, музыку, лучшую женскую роль второго плана, самых главных номинаций лишена.

«Выживший» стал для Ди Каприо физически трудным проектом, о чем он не раз говорил публично. Видимо, это и разъярило его французского коллегу Жерара Депардье. Вот он и выдал порцию оплеух Голливуду и конкретно этой картине на недавнем Берлинале. Сам Депардье тоже сыграл нечто подобное в фильме «Конец» Гийома Никлу, показанному в берлинской программе «Форум». Его герой потерялся во время охоты, долго блуждал по лесу, натыкаясь на скорпионов и голых женщин. Пройдя свой путь лишений, Депардье раскритиковал комфорт голливудских фильмов и призвал американских коллег изваляться в дерьме во имя правды на экране. И ведь в чем-то оказался прав. Разве можно поверить в страдания Лео. Все так красиво и искусственно, даром, что актер ел сырую печень, вымок и промерз на съемках. На экране-то этого не видно.

Как и «Выживший», «Марсианин» — вполне детское кино, которое ни в какое сравнение не идет с картинами «Шпионский мост» Стивена Спилберга и «В центре внимания» Тома МакКарти о расследовании преступлений священников в отношении малолетних подростков. Фильмы о выживании в экстремальных обстоятельствах с удовольствием посмотрят подростки. О художественном прорыве и говорить не приходится. Но как раз у этих картин наибольший шанс пробиться к заветным золотистым дядюшкам Оскарам. Когда-то Иньярриту у себя на родине в Мексике снимал сериалы, и в «Выжившем» все это невольно аукнулось. Ди Каприо в роли брошенного и преданного товарищами героя ползет из небытия к свету. Раскосым взглядом он напоминает Владимира Ильича Ленина, которого мечтает сыграть. Ди Каприо скачет на коне в яблочко, преодолевает снежные завалы, проявляет чудеса живучести, но все это детский лепет. Картина красиво снята, хотя ей далеко хотя бы до китайского фильма «Против течения» Ян Чао, отмеченного на недавнем Берлинале за операторские достижения.

Как и в «Выжившем» герой Мэтта Дэймона — астронавт NASA – остался в одиночестве на Марсе. Он делит продовольственные запасы так, чтобы хватило надолго, сортирует картошку и с горечью говорит: «Уже семь дней, как у меня закончился кетчуп». Может и правы эксперты «Золотого глобуса», определившие «Марсианина» в категорию «комедия/мюзикл», где он и победил. Ди Каприо предстоит побороться за «Оскара» не только с Мэттом Дэймоном, но и таким выдающимся артистом, как Майкл Фассбендер в не очень удачном «Стиве Джобсе», Брайаном Крэнстоном в «Трамбо» и Эдди Редмэйном в «Девушке из Дании» — эта роль с переходом в женскую — на любителя. В пятерке лучших актрис – выдающаяся Шарлотта Рэмплинг в картине «45 лет» (правда, ничего нового для себя она не сыграла), Бри Ларсон в «Комнате», уже отмеченная «Золотым глобусом» в категории «драма», Кейт Бланшетт в лесбийской драме «Кэрол», Сирша Ронан в «Бруклине» и «Дженнифер Лоуренс» в картине «Джой», также ставшая обладательницей «Золотого глобуса», как лучшая комедийная актриса.

Пожалуй, самой необычной в анимационном полнометражном блоке стала «Аномализа» Чарли Кауфмана и Дюка Джонсона. Ее главный герой живет в безличном мире, где люди не слышат друг друга. Но он встречает Лизу, которая сама по себе — сплошная аномалия, поскольку умеет чувствовать и любить. В гостиничном номере героев охватит такая кукольная страсть, какой в мультипликации мы еще не видели.

«Золотой глобус» за «Лучший фильм на иностранном языке» получила венгерская дебютная лента о холокосте «Сын Саула» Ласло Немеша. И на «Оскаре» у нее есть шансы на победу, хотя эта номинация одна из сильнейших, и конкуренция велика. Тут и «Объятия змеи», «Мустанг», «Война», «Гордость» — яркие работы со всего мира, способные дать фору Голливуду. Документальная секция – тоже сильная: «Взгляд тишины», «Земля картелей», «Зима в огне», «Что случилось, мисс Симон?», «Эми». «Земля картелей» Мэттью Хейнемана (США-Мексика) о наркоторговле была отмечена жюри документального конкурса у нас на ММКФ «Серебряным Георгием». «Взгляд тишины» Джошуа Оппенхеймер – страшная правда о геноциде в Индонезии в 60-х годах прошлого века, где жертвы режима уживаются с теми, кто их же уничтожал. Практически вся съемочная группа работала анонимно, за исключением режиссера, оператора и продюсера.

В номинациях «Оскара» — два россиянина. 43-летний Евгений Афинеевский – уроженец Казани, ныне живущий между Израилем и США. Он работал на телевидении, занимался продюсерской деятельностью, принимал участие в проекте «Преступление и наказание» (США-Польша-Россия) в 2002 году. «Зима в огне» — третья режиссерская работа Евгения. Она, по его словам, — о героизме людей, вышедших защищать свободу своей страны. События охватывают более 93 дней 2013 и 2014 годов, когда граждане Украины на улицах протестовали против власти Януковича. Особо впечатляют кадры, где пожилые женщины появляются на Майдане с кастрюлями на голове, таким образом, выражая протест против нелепой политики своего руководства. Фильм сделан как ода героям, у него античный размах.

Самая важная для нас номинация на этот раз – «Лучший короткометражный анимационный фильм». В пятерке его претендентов представлен российский 15-минутный фильм «Мы не можем жить без космоса» питерского режиссера Константина Бронзита. Это история о двух космонавтах, с детства мечтавших отправиться к звездам, знающих, цену настоящей дружбе. Константин Бронзит уехал в Лос-Анджелес заранее, чтобы в рамках десятидневного тура представить свой фильм на студиях Pixar, Disney, DreamWorks, Sony Pictures. Можно только порадоваться тому, что это произошло вопреки преградам и равнодушию наших чиновников от кино, проявивших в Год кино чудеса профнепригодности.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.