Как Михалков себя «Золотым орлом» наградил

фото: Светлана Хохрякова

Три картины числились в лидерах: «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Батальонъ» Дмитрия Месхиева и «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого. Они богато были представлены сразу в нескольких номинациях. Министру культуры Владимиру Мединскому такой набор понравился. В своей речи он заметил, что в главной номинации «Лучший игровой фильм» представлены все картины, сделанные при поддержке его ведомства и Фонда кино: «Это самый важный маркер, показатель того, какое кино нужно поддерживать». «Золотой орел» его не только поддерживает, но и отрабатывает. Но лучшим фильмом неожиданно стала картина «Про любовь» Анны Меликян. Она обошла не только вышеназванную тройку, но и «Милого Ханса, дорогого Петра» Александра Миндадзе, который как-то затесался в компанию поощряемого кино и получил «Золотого орла» за лучший сценарий (хотя выжил вопреки воле министра культуры, когда только шум в прессе и поддержка кинематографистов спасли картину от верной смерти и травли киночиновников).

Фильм Меликян уже имеет главный приз «Кинотавра», где его отметили еще и прокатчики как потенциально успешный. А сделан он на стыке зрелищного, зрительского кино и кино авторского. «Вот это драматургический ход!» — воскликнула счастливая лауреатка «Золотого орла». Награда досталась ее «маленькому фильму про любовь», который она сняла между дел. Хотела быстренько сделать что-то легкое между большими проектами. Зрителям картина нравится, многие потом мечтают влюбиться. И Рената Литвинова там вдохновляющая и, как водится, странная — ее героиня участвует в обследовании новой девушки бывшего мужа. Чего стоит одна только ее фраза: «Нарожает она тебе дочек, и пойдешь ты с ними вдоль берега реки». Играют у Меликян звезды — Владимир Машков и Евгений Цыганов, японские артисты, прошедшие кастинг в Интернете. Один из них поет «Гоп-стоп» Александра Розенбаума. Анна Меликян в своем кино и сама бежит от реальности, и героев гонит в том же направлении, и церемонию «Золотого орла» командировала туда же. Захотелось сделать хоть один успешный в прокате фильм, вот и сняла его впервые. Хотя прокат оказался менее успешным, чем предполагалось, и дело тут не в фильме, а в состоянии дел в нашей киноиндустрии, если о ней вообще можно говорить.

«Лучшая режиссерская работа» у Станислава Говорухина. Он и сам считает, что это его лучшая картина: «Мы старались, честно работали. Мне мой фильм нравится. Мне кажется, что это моя лучшая работа». Действительно, в 80 лет поднять такой фильм — достижение.

фото: Светлана Хохрякова
Дмитрий Астрахан с «Золотым орлом»

В номинации «Лучший неигровой фильм» победил пермский документалист Павел Печенкин с картиной «Варлам Шаламов. Опыт юноши». Для него это еще и личная история: дед и бабка тоже были арестованы. «Накануне приближающегося столетия надо понять, что же с нами случилось в 1917 году», — считает Павел Печенкин. Он попытался по-новому взглянуть на Шаламова, про которого большинству известно, что он 17 лет провел на Колыме и написал там свои рассказы. А эта картина сбивает привычные представления, анализирует события 1937 года, когда сажать начали с особой силой: стоило только запахнуть войной, как стране понадобилось срочно строить заводы, перевооружаться, а тут бесплатная рабочая сила массовым тиражом. «Лучшим анимационным фильмом» стала не маленькая и симпатичная «Звездочка» Светланы Андиановой, не православное «Необыкновенное путешествие Серафимы» Сергея Антонова, а лидер проката «Три богатыря. Ход конем» Константина Феоктистова. Вся наша киносистема заточена на кассу, хотя богатырские блокбастеры от Сергея Сельянова сделаны мастерски.

Среди телесериалов лучшими стали «Палач» и «Екатерина». Куда только подевался многосерийный фильм Константина Худякова «Однажды в Ростове» — непонятно. В актерских номинациях «Золотых орлов» удостоены Юлия Пересильд в «Битве за Севастополь» и Федор Бондарчук в «Призраке». Вручавший эти две награды Андрей Мерзликин примчался на сцену, бросив ребенка, которого только что забрал из роддома: «Не зря я своего сына назвал Федором. Может, ему теперь и фамилию дать?». Для Юлии Пересильд это уже второй «Орел». Первого она получила за роль второго плана в картине «Край» Алексея Учителя. А теперь за роли второго плана отметили Марию Кожевникову в «Батальоне» (она рассказала, как за десять дней до начала съемок узнала о своей беременности и боялась сообщить об этом режиссеру Дмитрию Месхиеву) и Дмитрия Астрахана в «Конце прекрасной эпохи». В последнее время он стал востребованным артистом в ущерб основному своему занятию — режиссуре. Держа в руках «Золотого орла», Дмитрий Астрахан сказал: «Я так долго снимал хороших артистов, что чему-то научился. На картине Станислава Говорухина была прекрасная атмосфера — советская, неторопливая».

фото: Светлана Хохрякова
Анна Меликян

Главный фокус церемонии приберегли на финал. Перед объявлением победителя в номинации «Лучший игровой фильм» «Золотого орла» за вклад в мировой кинематограф вручили Никите Михалкову, отметившему в этом году 70‑летие. Хотя про дату — молчок. Ничего не было сказано. На экране — фрагменты из его картин, призы, полученные в Венеции, Карловых Варах и так далее, «Оскар». Лариса Долина исполняет гимн в честь Михалкова, но все так ошарашены происходящим, что сразу и не оценили сам факт появления этого музыкального приношения. А вручавший награду композитор Эдуард Артемьев заговорил о могучей государственной деятельности Михалкова: «На алтарь отечества он кладет себя». Тут оставалось только встать и замереть. Никита Михалков в ответном слове напомнил о недавнем деянии Союза кинематографистов, который он возглавляет: прикреплении ветеранов кино к поликлинике, где им помогут бесплатно.

После церемонии удалось поговорить с Никитой Михалковым буквально на пороге павильона №3, где проходил банкет. Лауреата поздравляли, целовали.

— Теперь все будут говорить, что Михалков сам себя наградил?

— Пусть они мои картины посмотрят и на мои призы. Меня наградили уже 11 стран за вклад в кинематограф. Почему не может наградить моя страна?

— Да потому что считается, что «Золотой орел» — ваша премия.

— Что значит моя?

— Вы ее идеолог.

— Я идеолог? В каком смысле? Я что, призы выдаю?

фото: Светлана Хохрякова
Павел Печенкин с премией

— Вы же ее придумали, стали отцом-основателем.

— И что же теперь я не должен здесь свои картины показывать? Это абсолютно объективная премия. Голосуют люди, их очень много. Это их решение. Разве я должен им говорить: давайте не будем?

— Для вас неожиданно, что победила картина «Про любовь» Анны Меликян?

— Неожиданно. И очень приятно.

— Но странно, что картина не получила призов по отдельным профессиям и оказалась лучшей. В этом есть алогизм.

— Это странно. Но так бывает, как видите. Это же произошло по подсчету голосов, а не по моему желанию. Картина Меликян реально набрала больше всех голосов. Меня очень порадовало то, что не было ни пиетета в отношении Говорухина, ни больших патриотических картин. Люди увидели фильм и проголосовали. Как так: ни в одной номинации не победила, хотя была представлена еще в трех номинациях? Но при этом оказалась лучшей. Я считаю, что это знак абсолютной академической объективности премии «Золотой орел». Она стала главной кинопремией в России. Спокойная, без суеты и истерик, без «этим дам, а этим не дам». Голосуют и дают. Я не голосовал за картину Меликян.

— И еще на один вопрос вам придется ответить — про приз имени Эльдара Рязанова.

— Я от вас впервые слышу про него.

— А волна пошла. Кирилл Разлогов сказал о вероятности его вручения в 2017 году. Люди возмущаются, потому что Рязанов возглавлял кинопремию «Ника». А вы создали ей в противовес «Золотого орла». Так как же можно при таких обстоятельствах такой приз учреждать?

— Я от вас от первой все это слышу. Кирилл Разлогов мне ничего не говорил про это.

фото: Геннадий Авраменко
Вселенская радость: Никита Михалков с супругой Татьяной и с министром культуры Владимиром Мединским.

Марина Александрова отмечена «Золотым орлом» за главную роль в сериале «Екатерина».

— Это одна из лучших творческих команд, с которыми довелось поработать. Мне кажется, я по-новому открылась на этом проекте. Недавно я снялась в картине «Млечный путь» Анны Матисон про вечные ценности, где у меня роль, какой еще не было — смешная и наивная. И появилась она благодаря продюсеру Алексею Кублицкому, с которым мы отработали «Екатерину». Это было для меня даже несколько неожиданное, но очень заманчивое предложение.

— Их, наверное, много. На жизнь время остается?

— Я в первую очередь живу, за что очень благодарна своему мужу — могу работать только в том, что мне нравится. Не гонюсь за постоянным съемочным процессом. В моей жизни преобладает другое: я мама. И счастлива этим.

— Да вы просто светитесь от счастья. А трудно быть красавицей в кино?

— У всех предвзятое отношение к красавицам. Кажется, что если ты красивая, значит, неталантливая или непременно должна быть несчастной. Я хочу развеять этот миф. Мы все сотканы из такого количества чувств, всевозможных проблем, обстоятельств, прочитанных книг, воспоминаний… Ничего простого в людях нет. Все сложные.

— Какие надежды у вас связаны с новым годом, объявленным Годом кино?

— Я сохраняю оптимизм и связываю надежды не только с этим годом, но еще с большим количеством лет, потому что у меня маленькие дети. Наша семья только пустилась в плавание. Очень хочется, чтобы в первую очередь у детей все было хорошо. Мы как родители устраиваем им благополучную жизнь, а потом важно, чтобы они уже сами выбрали правильный путь.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.